РусскийБеларускiEnglish

 

Ребёнок. Семья. Школа.
Сайт-блог воспитательной направленности

 

Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы

 

О школе | Педагогам | Родителям | Учащимся | Позитив | Клуб «Общение» | Клуб «Семья»

 

 

Разновидности детей

Воспитание – двусторонний процесс, воспитывая детей, человек совершенствуется сам.

Главная задача родителей -  научить своих детей жить среди других людей.

В воспитании детей существует две крайности: авторитарный стиль воспитания к детям и либеральный (попустительский) стиль воспитания.

Авторитарный характеризуется подавлением воли ребенка. Родители считают, что дети – это их собственность. Проявляя свою власть, такие родители не принимают точку зрения детей.

Либеральный (попустительский) характеризуется установлением дистанции в отношении родителей и детей. Детям предоставляется полная свобода в выборе поступков и действий.

И тот, и другой стиль воспитания пагубно влияет на психоэмоциональное развитие подрастающего человека.

При авторитарном стиле воспитания у ребенка воспитываются такие черты личности, как неуверенность в себе и своих силах, безинициативность,  упрямство, жесткость к другим.

При попустительском стиле воспитания у детей формируются такие качества характера, как эмоциональная холодность, враждебность к окружающему миру, безразличие, эгоизм.

Самым эффективным стилем воспитания является демократический стиль, который основывается на уважении личности ребенка и принятии его таким, какой он есть.

Сложности в воспитании  приемных детей состоят в том, что родителям надо научиться понимать своего приемного ребенка и чувствовать его эмоциональное состояние.

Итак, что же надо знать в процессе воспитания детей?

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими (разумными). Родительское требование не должно  вступать в явное противоречие с потребностями ребенка. Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованы между взрослыми. Требование, запрет должен  быть сообщен тоном скорее дружественным, разъяснительным, чем повелительным. Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Всегда объясняйте причины ваших требований. Если возможно предложите альтернативу.

При воспитании детей необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности личности (типы темперамента).

Существует четыре типа темперамента: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик.

Дети-флегматики. Известно, что дети-флегматики медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности своего ребенка, родители не должны торопить его, так как это нервирует ребенка и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при взаимодействии с такими детьми – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в быстром темпе. В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, т.е. заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Родители должны использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.
Дети-холерики. Иной подход к детям холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения. Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на замечания и указания взрослого. Главное в подходе к  таким детям – дать полезное направление детской энергии. Достигнуть этого можно, приобщая ребенка к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, дать ей оценку. Необходимо помочь ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда («поспешишь – людей насмешишь»), поощрять старательность и терпение, организовать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приемы сдерживания активности («подожди начинать, сначала подумай еще раз», «не спеши дальше рисовать, подожди, когда подсохнет краска»). Ребенок холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное – корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания к другим людям.
Дети-сангвиники. Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он – работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к  новой обстановке. Процесс адаптации к новым условиям: коллективу, режиму, требованиям преподавателей протекает  у таких детей довольно быстро и благополучно. Ребенок-сангвиник устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие. У таких детей необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать проявления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность. К ребенку-сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить результат. Родителям нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.
Дети-меланхолики. Особого внимания заслуживают дети с проявлениями меланхолического темперамента. Они отличаются повышенной чувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Они обычно дольше других адаптируются к школе, с трудом входят в новые условия. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки. Главная задача при взаимодействии с таки детьми – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»). Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он справится, и результат увидят сверстники (можно попросить его сделать подарок малышу или другу). Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.

Социум и дети.

В большей или меньшей степени, но мы все зависим от социума. Так устроен человек, что при всей свой индивидуальности и самодостаточности – он не может быть свободен от влияния той среды, в которой живет. Так или иначе, замечает он это или нет, он является отражением действительности, которая его окружает… Что уж говорить о детях… Они, как губка, впитывают в себя из жизни все, чем она так полна.

  • Если дети окружены враждебностью – они учатся борьбе.
  • Если дети окружены насмешкой – они становятся застенчивыми.
  • Если дети окружены стыдом – они учатся чувствовать вину.
  • Если дети окружены терпимостью – они учатся терпению.
  • Если дети окружены поощрением – они учатся уверенности.
  • Если дети окружены похвалой – они учатся ценить.
  • Если дети окружены справедливостью – они учатся справедливо судить.
  • Если дети окружены надежностью – они учатся верить.
  • Если дети окружены одобрением – они учатся уважать себя.
  • Если дети окружены пониманием – они учатся находить в мире любовь.

                            ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ЭТИМ!

          Мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Можем создать свою, маленькую и очень добрую, вселенную в семье, в своем доме. Пусть здесь их окружает любовь.

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика