РусскийБеларускiEnglish

 

Ребёнок. Семья. Школа.
Сайт-блог воспитательной направленности

 

Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы

 

О школе | Педагогам | Родителям | Учащимся | Позитив | Клуб «Общение» | Клуб «Семья»

 

 

Цена свободы

Цена свободы, как часто говорят, постоянная бдительность. Как выздоравливающий алкоголик, я связываю это старое высказывание с Десятым шагом программы Анонимных алкоголиков: «Продолжали критически наблюдать за своим поведением и, когда мы ошибались, то своевременно признавали это». Длительная свобода от алкоголя приносит нам счастья, которое мы хотели получать и получаем от трезвой жизни, но она имеет свою цену. Эта цена – постоянная бдительность при инвентаризации.

Большинство людей признают, что 10-й шаг – это хороший руководящий принцип для другого человека. Мы часто хотим, чтобы другие признавали свои ошибки быстрее, чем они это делают. И бывает трудно принять то, что необходимо проводить инвентаризацию даже тогда, когда у нас всё в порядке. В трезвости у выздоравливающих алкоголиков может проявиться такое пагубное убеждение просто потому, что они уже не сталкиваются с полицией, и минули времена безденежья. И тогда возникает вопрос: «Почему я продолжаю делать инвентаризацию теперь, когда я снова стал человеком, и веду себя почти так же, как не алкоголики, которые привыкли критиковать меня?»

Это хорошо, что автор «Двенадцати шагов» был биржевой маклер и получал уроки в мире бизнеса. «Предприятие, где не производиться регулярная инвентаризация, разоряется» — писал Бил Вилсон. Ведение коммерческих проверок – это процесс поисков фактов, их восприятие и оценка. Ода из целей инвентаризации – выявить испорченные или не пользующим спросом товар, чтобы быстро и без сожаления избавиться от них. Если предприниматель хочет успешно вести дела, он не должен заблуждаться об истинной ценности вещей.

Я кое-что об этом знаю. Во время Великой Депрессии мой отец проводил распродажу имущества обанкротившихся лавочников и видел, что некоторые их товары были произведены ещё во время 1-й Мировой войны. Мне особенно запомнились сотни пар женских ботинок, застёгивавшихся на пуговки. Владелец магазина всё никак не мог признать, что имел в своём ассортименте товар, не стоящий ничего. Это нерешительность разрушила его бизнес. С другой стороны, я был поражён воспоминаниями знаменитого дельца, который сделал миллион на товарном рынке. Он сказал, что он преуспел отчасти и благодаря его готовности признать свою ошибку, когда он делал неудачную покупку. И он продавал этот товар до того, как цена упадёт ещё ниже, уменьшая, таким образом, свои убытки. Эти уроки в значительной степени касаются жизни выздоравливающих алкоголиков. В деле построения трезвой жизни мы не можем держаться за бесполезные и вредные взгляды и поступки. Если мы совершаем ошибки или нам кажется, что мы сошли с правильного пути в какой-то области нашей жизни, то, чем быстрее мы признаем это, тем больше шансов у нас будет не допустить ущерба для нас самих, т. е. уменьшить ту боль и страдания, причиной которых мы сами может быть и были. Мы делаем это работая над 10-м шагом.

Десятый шаг – это ежедневное обращение к 4-му шагу Программы сквозь призму 10-го шага. Эти шаги по инвентаризации и возмещению убытков являются «генеральной уборкой и ремонтом дома», которые предлагаются для выздоровления алкоголика. Списывая этот процесс «Чистки дома» наш друг Бил В. Говорил, что это нужно продолжать в течении всей жизни. «Продолжайте наблюдать за тем, чтобы снова не появились такие черты, как себялюбие, нечестность, злоба и страх», — писал он. – «Если они появятся, надо просить Бога избавить нас от них. Надо немедленно обсудить их с кем-нибудь и попытаться избавиться от этих качеств без промедления».

Три субстанции для наблюдения и анализа

А.А. мы много слышали о себялюбии, нечестности, злобе и страхе. Я обнаружил их появление в разных областях моей жизни три субстанции, в которых требуется постоянная, пристальное внимание, это: а) мысли и побуждения; б) слова; в) действия. Все они могут доставить мне неприятности. Я научился, в первую очередь, обращать внимание на мои мысли и побуждения, потому что большинство ошибок начинаются там. «Человек определяется полной суммой его мыслей». Я не могу спорить с эти, так как слишком много членов АА предупреждали, что необходимо выявлять наше «гнилое мышление». Если я наблюдаю за тем, как я думаю, и что я чувствую, то слова и действия, как правило, бывают правильные. Но что за работа поддерживать мышление в нужном, правильном русле! Снова и снова моя ежедневная инвентаризация обнажала плохие побуждения, которые предшествовали действием, и, которые на первый взгляд казались хорошими. Однажды, например, я был в замешательстве обнаружив, что люди, с которыми я обычно общался на встречах АА, были привлекательные женщины, преуспевающие бизнесмены и профессионалы или люди, чьё происхождение и чья персона интересовали меня. На самом деле я столкнулся с тем, что это удовлетворяло мою потребность в поддержании чувство собственного достоинства и мне льстило, что я несу идеи АА таким людям.

В другой раз я встретил нуждающегося человека на стоянке автомашин нашей компании и отвез его туда, где он смог бы получить медицинскую помощь. Но во время выполнения этого, казалось, добродетельного поступка я самодовольно говорил себе, что никто другой из этих отзывчивых людей не побеспокоился помощь ему. Т.е. я играл роль доброго самаритянина, чтобы почувствовать превосходство над другими, теми, кого я иногда боялся и страшился.

Ежедневная инвентаризация высвечивает также мусор прошлого или, что я называю «старое ауканье». Иногда я обнаруживаю, что я всё еще пытаюсь доказать свою правоту людям, которые относятся ко мне неодобрительно. Раньше и сейчас незначительный интендант вызывал значительные страдания, и я осознал, что это отголоски прошлых крушений надежд и унижений, от которых я не освободился. Через несколько лет после обретения трезвости я поехал с визитом в семью, которая помнила меня как безнадёжного пьяницу. Я упаковал с собой два костюма, которые мне были вообщем -то не нужны в эту поездку, только для того, чтобы доказать им, что я больше не забулдыга!

Другая проблема, которую показала ежедневная инвентаризация, эта тенденция к «правильному гневу». Я мог выйти из себя и тут же возложить вину за это на другого человека. Как я понимал, у меня было право гневаться, потому что поведение другого человека было очень плохое. И всё же что-то должно быть не так с этим гневом потому, что он оставлял чувство депрессии и вины. Разодраться мне с эти помогло то, что, однажды, на собрании АА спикер сказал: «Мы позволяем другим людям влиять на наше настроение, если мы позволяем им разозлить нас». Это помогло мне ещё больше, когда я понял, что мой гнев совсем не обязательно должен быть связан с тем, что люди говорят и делают. Это в действительности вырастает из моих собственных страхов, тревоги и чувства отсутствия безопасности.

Значительно более удобно иметь дело с мыслями, и чувствовали до того, как они будут выражены. Бывали случаи и даже не так давно, когда мой гнев выходил из под контроля и заставлял меня говорить или делать то, о чем я сожалел почти сразу же. Есть только один способ удерживаться от таких срывов – это сразу же признать то, что ты был не прав и, если это необходимо, то тут же, как то компенсировать свою неправоту. И тогда для этого требовалось принести свои извинения людям, которые мне были неприятны. Но это не должно меня заботить, хотя мне и приходилось подавлять своё самолюбие, что бы извиниться. Люди, которые попадают в такие ситуации, должны помнить, что главная цель выздоравливающего алкоголика – это оставаться трезвым и самоусовершенствоваться в программе. Если возмещение ущерба должно быть сделано для укрепления трезвости и характера, то лучше всего отставить гордость в сторону и сделать то что ты считаешь правильным и необходимым.

Три способа избежать инвентаризации

Гордость может играть и другие злые шутки в процессе инвентаризации. Один из способов избежать инвентаризацию – это скрывать или маскировать свои ошибки. Это может делаться при помощи а) послужного списка; б) глобального признания; в) частичного признания. Каждый из них приносит вред по-своему.

Послужной список представляет особую опасность из-за того значения, которое придают «квалификации» алкоголикам и его опыту в этой области. Мы не хотим, не доверять значению личного опыта алкоголика или исключать его важность. Эти свидетельства убеждают новичков, что мы такие же как они и можем понимать их проблемы. То, что один алкоголик говорит с другим, несёт в себе большой заряд. Однако главный недостаток послужного списка тот, что это всё в прошлом. Красноречивый оратор может заразить аудиторию АА захватывающими рассказами об ужасах такого прошлого. Если история достаточно интересна, то не оратор, не слушатели не интересуются, как же дела обстоят сейчас. А дело может быть в том, что отказ продолжать инвентаризацию вызывает неопределённость и приводит к беспорядку в настоящем. Можно сказать, что более важно фокусироваться на незначительных сегодняшних проблемах, чем на больших недостатках прошлого, даже если текущие проблемы менее интереснее.

Вторая маскировка при инвентаризации – это глобальное признание. При этом человек делает полное признание своих ошибок. Часто можно слышать фразу: «Когда я пришел в АА, я был банкротом во всех отношениях. Я был вошью во всех областях моей жизни. всё было плохо».

На первый взгляд это высказывание показывает большую честность и смелость. Иногда это так. Но это также может быть способом избежать тяжёлых вопросов о своей жизни и поведении. Это может быть способом утаивания моментов, которые беспокоят и пугают. Глобальное признание может быть препятствием к исследованию и бесстрашной моральной инвентаризации на начальной стадии АА, и это может затруднить проведение инвентаризации в дальнейшем. Это не процесс обнаружения и осознания фактов.

Другое препятствие при инвентаризации – частичное признание, которое можно ещё назвать «инвентаризация с самооправданием». Я довольно хорошо использовал этот вид маскировки. Это происходило путём признания моих собственных ошибок и недостатков и затем переключения на ошибки и вину других людей. Не особо затрудняясь я мог я мог начать признание своей вины, а затем большую её часть возлагал на другого человека. Я часто использовал частичное признание, когда я извинялся за свою ругань перед одним из своих детей. «Извини, я накричал на тебя,» — я говорил, — «Но мне надоело то, что ты всё время разбрасываешь свои вещи!» Или ещё, я работал в офисе, где мы бесконечно и ядовито сплетничали о начальнике. Иногда я признавал, что сплетня была не правильна, а затем тут же добавлял, что начальник заслужил этого или, что он сам виновен в этом.

Могут быть и другие способы маскировать свои ошибки. Но всё, что нам нужно знать это то, что человеческая гордость и страх всегда стараются удержать нас от болезненного решения задач, имеющих дело с нашими собственными просчётами. Неправильное мышление, как и алкоголь, коварно, сбивает с толку, и оно достаточно сильно.

Когда мы не правы?

Одно из наиболее последних моих открытий было то, что дурные поступки не обязательно должны быть такими дьявольскими деяниями, как воровство или ложь. Как выздоравливающий алкоголик я могу быть прав хотя бы тем, как я реагирую на людей и ситуации. Если кто-то меня обидел, например, я могу быть не прав, становясь по этой причине негодующим или желающим отомстить. «Есть одна аксиома из области духовного мира, если мы чем-нибудь расстроены, то, независимо от причины, вызвавшей такое состояние, это обнажает какой-то дефект нашей души», — говорится в публикациях АА. «Если кто-либо обидел нас и нам больно, то это тоже указывает на дефект».

Это положение трудно принять, но это неплохая информация для алкоголика. Были случаи, когда мы обижались на себя за нашу собственную жадность или легкомыслие. Но были и другие случаи, когда мы были жертвами необъяснимого вероломства или жестокости. И в этом мы были не одиноки. Во всём мире люди тяготятся несправедливостями и неправильным положением вещей, которые они не хотят принимать. Мы алкоголики не можем позволить себе такое мышление даже, когда мы являемся невинной жертвой.

То, что мы должны избегать любой ценой, это оправдание своей злобы и обиды, мы не говорим себе, что другие люди всегда поступают правильно или что ничего плохого не произошло. Мы только не допускаем, чтобы был нанесён больший вред себе и другим из-за того, что мы вышли из себя и разгневались. Чем быстрее я смогу освободиться от моей злобы и гнева по поводу обиды или оскорбления, тем быстрее я восстановлю своё здравомыслие и самоконтроль. Это справедливо и в тех случаях, когда я был оскорблён и стараюсь искать юридический совет или другие законные способы возмещения ущерба. В любом случае я должен избавиться от злобы и обиды или от любого желания отомстить или взять реванш.

Я также понял, что личная инвентаризация помогает управлять собой при неожиданно возникающем несогласии с другими людьми или непониманием их. Было время, когда я взрывался, если автомеханик не так отремонтировал мою машину, когда я писал злые политические письма, и когда я распекал официанта, если еда была холодная. Я должно быть думал, что я был борец за справедливость, но я понял, что это моё поведение было незрелое и неэффективное. Это показало мне моё нежелание верить другим людям, боязнь. Что они получат от меня какую-то выгоду в то время. Как они были запуганы и страдали от надменного обращения. Я не мог так больше поступать.

Нужда в другом человеке

Так как у меня были большие трудности со всем этим, и я получил значительное облегчение, когда я, наконец, принял это – я считаю 5-й шаг одним из наиболее полезных инструментов в программе АА. Неотъемлемая часть этого шага – это обсуждение своих недостатков с другим человеком. Такая же практика подразумевается и в 10-ом шаге, и было время, когда мы все нуждались в другом человеке, чтобы произвести хорошую инвентаризацию. Если что-нибудь выводило меня из себя, мне нужно было найти другого человека, чтобы выговориться ему. И всегда после этого у меня изменялось моё отношение к этой проблеме. Также бывали случаи, когда проблема могла быть обсуждена на собрании АА. Хотя часто получаешь большее удовлетворение, занимая собой время у одного человека.

Выгоды

Хорошо проведённый 10-й шаг приносит неплохие дивиденды. Наиболее важный результат этого шага это то, что он укрепляет и сохраняет нашу трезвость. Он так же приносит награды и в других областях нашей жизни:

1. Взаимоотношения с людьми. Когда я пил, было много людей, с которыми я прерывал отношения вследствие того, что мы разошлись во мнениях. Иногда я уже забывал причину возникшей напряжённости, да это уже было и не важно. Меня больше занимало то, как мне выразить свою неприязнь, чем попытаться наладить взаимоотношения. Однако, сейчас в моей жизни просто нет таких ненормальных взаимоотношений. Практика ежедневной инвентаризации и признания своих ошибок обычно помогает устранению взаимонепонимания на начальной стадии.

2. Свобода от страха «быть разгаданным». Я убеждался, что отказ взглянуть в лицо своим недостаткам и отказ признать их, произрастает из чувства своей неполноценности и неадекватности. У меня была уверенность, что если люди будут знать меня таким, каким я действительно являюсь, я буду чувствовать себя беззащитным и опозоренным. И. соответственно, у меня была уверенность, что, если я буду казаться безупречным, то я действительно буду являться таковым. Всё это было заблуждением. И для меня стало ясно, что я смогу уважать себя только тогда, когда я буду знать, кто я есть на самом деле. Это было огромное облегчение: отдаться в объятие честности АА и понять. Что мне больше ни к чему скрываться от самого себя. Не претендуя больше на то, чтобы быть не тем, кем я являюсь на самом деле, я избавился от страха быть «засвеченным» или «разгаданным».

3. Свобода от чувство вины. Ещё одна цена, которую я платил за нежелание признать свои недостатки, было чувство вины. Я продолжал отрицать чувство вины и выискивал аргументы, чтобы доказать, что я был прав. Это не помогло, так как чувство вины всегда возвращалось.

4. Способность помогать другим. Один из неожиданных плюсов от признания своих недостатков это способность помогать другим сделать то же самое. Это нечто парадоксальное: то. Что я признаю мои собственные недостатки и перестаю обвинять других, даёт мне возможность действительно понимать проблемы других и то, что этот человек может сделать для их решения. Вероятно. Это нетрудно объяснить. Людям свойственно сопротивляться восприятию самодовольных проповедей и при этом возникает желание преуменьшить или не заметить свои недостатки, когда на них указывают другие. Но, если человек честен перед самим собой, мы чувствуем это и чувствуем. Что к такому человеку можно обратиться за помощью в решении наших проблем.

Откладывание на потом может дорого стоить

Последнее соображение по поводу 10-го шага – это необходимость уделять особое внимание слову «немедленно». Чем скорее я признаю свои ошибки, тем меньше вреда это принесёт мне и другим. Мне всё ещё не нравиться признавать, что я неправ даже в чём-то незначительном. Например, если я не знал, куда мне дальше ехать по шоссе, я не сверялся с картой дорог и не останавливался, чтобы уточнить направление. Из-за этого я иногда проезжал несколько лишних миль и притом по отвратительным дорогам. Эта черта характера доставляет мне неприятности и в других делах.

Откладывание признания своих ошибок означает, что я подспудно сопротивляюсь 10-му шагу, надеясь, что ошибка исправиться сама собой без каких-либо затруднений или неприятностей для меня. Но откладывание, как правило, означает, что ситуация только усложняется. И мы можем обречь себя на эмоциональную боль, если откладываем признание своей неправоты. И как бы мы хорошо не работали над программой, никто из нас не избежал этого в той или иной мере. Постоянная бдительность в производстве инвентаризации по 10-му шагу – это цена свободы. То, что ты приобретаешь от трезвости и самосовершенствования, стоит этой цели.

Вернуться

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика