РусскийБеларускiEnglish

 

Ребёнок. Семья. Школа.
Сайт-блог воспитательной направленности

 

Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы

 

О школе | Педагогам | Родителям | Учащимся | Позитив | Клуб «Общение» | Клуб «Семья»

 

 

"Детская программа Юнис"

( из опыта работы с детьми в Швеции)

Эта педагогическая программа предназначена для групп поддержки детей, чьи родители страдают от зависимости. Уже с 2004 года Детский Союз Юнис ИОГТ-НТО поднимал вопрос о возможности оказания помощи детям, чьи родители страдают от зависимости, посредством использования так называемых групп поддержки.

Исходя из результатов ежегодно проводимого анкетирования в муниципальных округах страны, мы в последние годы обратили внимание на то, что слишком мало детей получают реальную помощь в форме педагогической групповой деятельности - так называемых групп поддержки.

Детский Союз ИОГТ-НТО рассматривает в качестве одной из своих важных задач защиту интересов таких детей. Во многом это невидимая и забытая группа, которая имеет право на помощь и поддержку. Таким детям просто необходимо встречаться с другими детьми, оказавшимися в подобной ситуации. Именно такую возможность они и могут получить в группе поддержки.

"Детская программа Юнис" была разработана в рамках проекта, проводившегося Детским Союзом ИОГТ-НТО Стокгольмского округа в 2005-2006 годах. Проект также поддерживался центральным Детским Союзом ИОГТ-НТО.

Для организации групп поддержки требуются как опыт, так и совершенно особый подход. Обучение руководителей групп "Детской программы Юнис" дает ее участникам возможность получить и то, и другое.

Юнис не только оказывает влияние на политиков, но и при помощи обучения руководителей групп обеспечивает возможность для все большего количества детей по всей стране поучаствовать в группах поддержки.

 Содержание программы:

№№

ТЕМА

1

Это наша группа

1

Информация для родителей

2

Мои чувства

3

Как я защищаю свои чувства

4

Алкоголь и наркотики

5

Надежда и сила – Духовность

6

Моя семья

7

Это я – Индивидуальность

8

Еще раз – Повторение

(8)

Семейная встреча – Посмотрите, что мы делаем (Альтернативная)

9

Сказать "нет" и сказать "да" – Границы

10

Колесо-Всего-Человека

11

Выборы и риски

12

Я вместе с другими – Взаимоотношения и общение

13

Мой досуг

14

Это я – Индивидуальность

15

Семейная встреча – Заключение

Одно из упражнений из этой программы (перевод с швецкого)

Краткое изложение книги «Что значит «пьяный», мама?»

В предисловии говорится, что книга написана и отредактированная для совместного чтения с более младшими детьми. Текст рассказывает о девочке в возрасте 10-12 лет, которая живет вместе со своей мамой, папой, страшим братом и собакой по имени Людде. У папы в этой семье есть проблемы с алкоголем, над которыми он еще не начинал работать. Но для детей не секрет, что папа иногда бывает «пьяный».

Однажды, когда все было спокойно и вместе были только девочка с мамой, девочка посмела спросить у мамы, что значит «пьяный». Мама пытается как может объяснить, как чувствуется, быть пьяным (как если очень, очень долго крутишься на качеле и потом чувствуешь головокружение и прямо стоять сложно), и что такое алкоголь. Но в то же время, мама хочет узнать, почему девочка спрашивает. Тогда девочка рассказывает, что старший брат сказал, что «Папа пьяница!». И она поняла, что он имел в виду что-то плохое, и что этому нужно стыдиться. Мама пытается объяснить, что у папы есть болезнь.

Девочка начинает понимать, что папа болен так, как он все время пьёт. Но она в книге также говорит о том, что её смущает, что мама так странно себя ведёт. Если они не ругаются, то мама сильно плачет. И иногда она не за что злится на детей и отправляет их в свои комнаты. Девочка рассказывает, что когда это происходит, она сама злится.

Злость, которую чувствует девочка из-за поведение взрослых она иногда изливает на свою собаку Людде. Она хочет его бить и ногами пинать. И, когда она об этом думает, ей ему жалко. Он ведь ничего плохого не делал. Девочка еще описывает волнение мамы за нехватки денег, за то, что папа не идет на работу и т.д. Она говорит, что сама начинает волноваться, и рассказывает как по разному ее волнение может показать себя.

Она описывает свое огорчение, что в семье не делают то, что обещают (вместе ходить в зоопарк на пример), и она понимает, что папа болен и, что он забывает. А почему мама тоже забывает? Она тоже больна? В случае если мама опоминается и начинает жалеть о том, что на пример кричала на девочку, она может быть покупает ей игрушку. Но девочка не хочет игрушку. Она хочет обниматься, и быть вместе. Девочка тоже описывает изоляция семьи от родственников и друзей и, что они не рассказывают бабушке о том, что папа пьёт алкоголь. Девочка не понимает почему, но она знает, что об этом говорить нельзя. Но она чувствует, что хотела бы кому-нибудь об этом рассказать.

Один вечер мама входит в комнату девочки и рассказывает, что она была на собрание, где встретила других людей у кого есть близкий человек, который пьёт или употребляет наркотики. Собрание называется Ал-анон и она собирается возвращаться туда регулярно, чтобы получить поддержку. Там она узнает больше о болезни папы, алкоголизме, и  также понимает, что он не плохой человек. Он страдает болезнью, в котором никто не виноват. Мама рассказывает, что папе самому тоже нужно понять, что ему нужна помощь. Она говорит, что она, девочка и старший брат должны пытаться чувствовать себя как можно лучше в это время, и что она будет пытаться стать для них «более хорошей» мамой.

Потом в книге рассказывается об Алатин (группы для подростков, чьих родители являются алкоголиками. В Швеции есть только одна такая группа.). Старший брат девочки начинает туда ходить.

От старшего брата и мамы она узнает, что есть группы и для папы, и их называют АА. Когда она понимает, что там делают, она очень хочет, чтобы её папа захотел туда ходить. Потом идет короткая часть, где описывается какие здоровые вещи делает девочка, от которых она чувствует себя немного лучше. На пример собирает цветы и дарит их кому-нибудь, который от этого обрадуется, катается на велосипеде, что она очень любит, читает книги, играет с добрыми друзьями...

В конце концов, папа так устал от своей болезни, что просил у других помощь бросать пить алкоголь. Сначала ему помогали люди из АА, но потом он еще поехал в реабилитационный центр, где проводил некоторое время. Семья туда приезжала его навещать. Когда папа возвращается домой, девочка замечает, что папа начал пить много кофе и лимонада вместо алкоголя. А еще он стал больше хотеть сладости. Так иногда бывает, на некоторое время. И папа говорит, что ему нужно ходить на много собраний АА, чтобы избегать снова захотеть пить алкоголь.

Девочка рассказывает, что почти все начинает у них немножко улучшаться, даже если настроение у всех бывает то плохое, то хорошее. Но взрослые и старший брат продолжает ходить на свои собрания. Даже бабушка начала ходить в группу Ал-анон.

Девочка получает от своего папы майку, где написано: Сейчас ты должна радоваться! И она пытается. В конце она рассказывает, что она понимает, что не может вылечить своего папы. А ее работа это расти, ходить в школу, встречаться с друзьями и развиваться. И в связи с тем, что она это понимает, она думает, что если она когда-нибудь встретит человека, который грустит и волнуется из-за того, что кто-то в его близости пьяный, то может быть она сможет этому человеку помочь, если она расскажет ему, как все было у нее и, что она сейчас знает, что значит «пьяный».

Когда читаете этот рассказ, вы вводите слова и события, в которых дети, вероятно, себя узнают. Коротко останавливайте чтение, и говорите о разных вещах. На пример о том, как чувствуется, когда злишься на то, как себя ведут взрослые и составляешь от этого страдать невинный. Кто-нибудь из детей узнает себя в этом? А что можно было делать вместо этого? (Найти здоровые стратегии, для того, чтобы выпустить свои чувства. Они могут дать друг другу советы.)Хорошо поговорить об АА, Ал-анон и другие помогающие инстанции. Знают ли дети, если их родители туда ходят? (Знание о том, что родители получают поддержку, часто снимает с плеч детей большого волнения.)А что есть для детей? Ну, сейчас ведь есть первые группы поддержки, которые почти такие же, как группы мамы/папы. Поговорите с детьми об этом, и дайте им рассказать, что они знают, и как это работает.

Вопросы к обсуждению:

  1. Как на Ваш взгляд надо ли проводить работу с детьми из семей, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками?
  2. Возможно, ли у нас разработать подобную программу и приносить помощь детям?

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика