РусскийБеларускiEnglish

 

Ребёнок. Семья. Школа.
Сайт-блог воспитательной направленности

 

Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы

 

О школе | Педагогам | Родителям | Учащимся | Позитив | Клуб «Общение» | Клуб «Семья»

 

 

Организация сетевого взаимодействия учреждений образований в рамках работы ресурсного центра информационных технологий

 
Мы живем в новую информационную эпоху. Поэтому современной школе для решения образовательных задач, для успешного развития процессов информатизации в обществе необходимо активно использовать Интернет - технологии, которые открывают широкие возможности для творческого и профессионального развития всех участников образовательного процесса.
На протяжении ряда лет коллектив ресурсного центра информационных технологий ГУО «Средняя школа №55 г. Минска» активно работает над созданием открытой информационно-образовательной среды как модели сетевого взаимодействия. Основной целью этой деятельности является создание благоприятных условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала всех участников образовательного процесса через использование инновационных идей и технологий.
Начинали с организации единого информационно-образовательного пространства учреждения образования. Школьный Интра-сайт был создан в результате реализации проекта «Оптимизация образовательного процесса через создание единого информационного пространства школы», получившего грант Мингорисполкома в 2007 году. Проект носил многогранный и комплексный характер и позволил перейти на новый уровень организации образовательных, управленческих и административно-хозяйственных процессов. Участие в городском конкурсе «Информационные технологии в системе столичного образования» было отмечено дипломом 3 степени в номинации «Комплексная информатизация в образовательном учреждении» (2007 год).
Развивая данную модель, мы пришли к выводу, что замыкаться на одном учреждении образования ошибочно, так как лишь объединив материальные, технические, интеллектуальные, информационные, методические ресурсы учреждений образований в системе сетевого взаимодействия возможно оперативно и гибко реагировать на развитие социокультурной ситуации. Сотрудничество с учреждениями образования района началось с создания районной медиатеки, которая несколько лет функционировала на базе нашей школы. Тесное взаимодействие с педколлективом 123 школы по реализации сетевого проекта «Совершенствование работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию учащихся через создание виртуального духовно-просветительского центра», получившего в 2009 году грант Мингорисполкома, оказалось успешным и плодотворным: были созданы блог «Духовно-просветительский центр «Крыніца» (в сети тематических сайтов системы образования) (http://krinica.minsk.edu.by/) и сайт «Крыніца» (http://krinica-sch55.narod.ru/). Данные интернет ресурсы предназначены для педагогов, учащихся, их родителей и позволяют:
- расширить знания по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, используя возможности информационных технологий;
- пропагандировать и распространять опыт по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию;
- организовать сотрудничество всех заинтересованных лиц;
- активизировать работу детских и молодёжных общественных организаций;
- успешно решать вопросы в работе с подростками девиантного поведения, с семьями, где несовершеннолетние находятся в социально-опасном положении.
Информационные технологии выступили здесь как новая педагогическая стратегия воспитательного процесса. Их использование позволило: расширить границы культурно-образовательных пространств учреждений образования; обеспечить оперативный доступ к необходимой информации; гибко реагировать на изменения ситуации в обществе и государстве при работе с учащимися, их родителями, педагогами и общественностью. Востребованность данного ресурса растёт, о чём свидетельствует счётчик посещения сайта и звонки из разных областей нашей республики.
Духовно-просветительский центр «Крыніца» состоит из восьми порталов, организованных  по отдельным направлениям. Структура духовно-просветительского центра следующая:
-       Нормативно-правовой портал.
-       Методический портал.
-       Портал «Православная культура».
-       Портал «Родителям».
-       Портал «Я гражданин».
-       Экскурсионно-паломнический портал.
-       Портал «Детские проекты».
-       Блог «Крыніца».
За высокие показатели организации сетевого методического взаимодействия учреждений образования столичного региона в 2010 году ресурсный центр школы был удостоен диплома 3 степени, а в 2012 году первое место в городском очно-дистанционном конкурсе «IT-РЕГИОН: MINSK.EDU.BY» в номинации «IT-команда» направление «районная команда».
Постоянный поиск новых путей организации методического взаимодействия привёл нас к такой форме сотрудничества как Интернет-проект.
Под Интернет - проектом мы понимаем совместную творческую деятельность партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, направленную на достижение согласованного результата в рамках общей идеи, согласованных методов и сроков. Именно наличие партнеров и необходимость координации их усилий, которая производится с использованием средств телекоммуникаций, и является главной отличительной чертой Интернет – проекта.
Можно смело утверждать, что Интернет - проекты, как способ решения различных образовательных задач с помощью телекоммуникаций – это новые образовательные технологии в действии. Эти проекты изучают способы решения одной и той же проблемы в разных ситуациях и условиях, являются совместным творческим заданием, разработкой какой-то проблемы. А проведение дистанционного Интернет – проекта в образовательном процессе делает этот процесс ещё более открытым для всех участников, помогает изучить общественное мнение, сравнить полученные результаты. В результате такой работы, каким бы ни был итог жюри, участник получает нечто большее – собственное приращение в своих глазах и глазах тех людей, которые сопровождали этот процесс.
Благодаря поддержке центра информационных ресурсов системы образования Минского городского института развития образования, используя сайт «Дистанционное обучение в системе MOODLE», в 2011 году мы организовали свой первый Интернет - проект «К истокам», который был посвящён вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Целью проекта было:
-  формирование интереса к изучению истории, наследию предков, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей,
-  формирование нравственной культуры личности, способной активно участвовать в жизни современного общества.
А основная задача заключалась в освоении Интернет-технологий для решения образовательных задач и популяризации белорусских Интернет-ресурсов среди пользователей.
Номинации конкурсных работ Интернет-проекта были следующие:
1.     Духовное здоровье семьи – основа стабильности и расцвета государства.
2.     Опыт воспитания молодёжи через приобщение к традиционным ценностям народа.
3.     Милосердие.
4.     Светская школа – основа традиционного воспитания.
5.     Опыт создания и реализации молодёжных проектов по духовно-нравственному и патриотическому направлению.
6.     Духовность в моей семье.
7.     Дорога к храму.
8.     Проекты экскурсионно-паломнических маршрутов.
9.     Основы православного воспитания
10.   Молодёжные субкультуры.
11.   Биотехнологии и их духовная опасность.
12.   Православный календарь.
13.    Собор белорусских святых.
В проекте приняли участие 54 работы из 36 учреждений образования города Минска и одного учреждения образования Минской области. Завершился проект конференцией «Сохраняя прошлое – создаём будущее». А его результатом явилось создание нового дистанционного Интернет ресурса «Методическая копилка классного руководителя» (http://moodle.minsk.edu.by/moodle/). Работы победителей проекта настолько интересны и востребованы, что отклики и благодарность за предоставленный материал, приходят до сих пор, даже из дальнего зарубежья.
Второй Интернет-проект «Я гражданин», проводился в 2012 году с цельюрасширения содержания, методов и технологий гражданско-патриотического воспитания на основевзаимодействия учреждений образования и обмена опытом между ними. Основными задачами проекта были:
- формирование у молодого поколения активной гражданской позиции, уважения к законам страны, повышение правовой и информационной культуры молодёжи;
- совершенствование идеологической работы через деятельность учащихся в детских и молодёжных общественных объединениях и организациях;
- поддержка социальных инициатив детей и молодёжи как альтернативы распространения асоциальных субкультур,
- расширение возможностей и определение перспективы гражданско-патриотического воспитания молодёжи в современном медиапространстве,
- раскрытия личностного творческого потенциала участников проекта.
География данного проекта значительно расширилась. В нём приняло участие 54 учреждения образования, жюри рассмотрело 120 конкурсных работ в следующих номинациях:
1. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (опыт создания и реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи).
2.В мире прав и обязанностей.
3. Мы в ответе за будущее страны.
4.Зямля маіх бацькоў – мая зямля.
5. Пионер – значит первый.
6.Имя твори делами своими.
7.Молодёжные субкультуры: альтернативная культура или антикультура?
На заключительной конференции присутствовали представители всех областей нашей республики, творческие педагоги, объединённые идеей воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за будущее страны. Работы победителей пополнили дистанционный ресурс «Методическая копилка классного руководителя». Ещё одним из результатов проведения данного Интернет-проекта стало создание нового блога «Ребёнок. Семья. Школа.» (http://blog.sch55.minsk.edu.by/).
В 2012 году в соответствии с планом работы комитета по образованию Мингорисполкома и в целях привлечения общественного внимания к современным задачам системы образования, повышения социальной значимости профессии учителя, воспитания чувства уважения к педагогическому труду, содействия в формировании положительного имиджа учителя в общественном сознании и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе стартовал Интернет – проект «Я педагог». Нас очень радует, что педагогическая общественность не только города Минска, но и всей республики активно включилась в работу. На адрес проекта пришло 194 работы из 103 учреждений образования, 11 работ из разных регионов Российской Федерации.
Номинации конкурсных работ Интернет-проекта «Я педагог»:
1.Секреты педагогического мастерства.
2. Педагог – творец человеческой души (Учитель – профессия или призвание?).
3.Педагогическая династия.
4.Я молодой учитель (проблемы молодого учителя).
5.Учитель и одаренные дети: работаем вместе.
6.Я сценарист, режиссёр и актёр (из опыта работы педагогов-организаторов, руководителей кружков).
7. Роль социального педагога в жизни «проблемной» семьи.
8. Что делать? Где найти правильный ответ? (работа школьного психолога).
9. Учитель в моей судьбе.
Опыт работы по организации и проведению Интернет - проектов свидетельствует о том, что данная форма взаимодействия востребована педагогической общественностью, своевременна и актуальна. Многие из педагогов уже в третий раз приняли участие в наших Интернет-проектах. Подтверждением того, что выбранная нами форма сотрудничества с педагогической общественностью является актуальной и принята педагогами республики, служит пожелание участников заключительной конференции Интернет-проекта «Я педагог» о продолжении организации данного вида взаимодействия и проведении нового Интернет-проекта, посвященного деятельности классного руководителя. Мы получили следующие отзывы и пожелания:
-       «Организация и проведение  Интернет-проекта очень понравились, особенно то, что людей пригласили в Минск, а не вручили (в лучшем случае) бумажку через десятые руки. Хотелось бы, чтобы такие проекты запускала  АПО, и они охватывали большее количество педагогов из разных регионов страны. Для меня наиболее актуальным было и остается направление, связанное с творчеством учителя, т.к. только это дает отдушину в  работе и увлекает ребят нашим предметом. Могу предложить тему «Авторские разработки, авторская методика  учителя». Абрамчик Е.Г. ГУО «Гимназия №1 г.Дятлово» Гродненской области, учитель белорусского языка
-       «Добрый день, уважаемые коллеги! Очень приятно с Вами работать. Организация мероприятия достойная. Но хочу ещё раз предложить создать проект по работе классного руководителя и  взаимодействие родителей с классным руководителем в образовательном процессе: на классного руководителя не учат, очень часто он сталкивается со многими проблемами. Если Вас заинтересует эта тема -  я готова оказать содействие. Благодарю Вас!!» Наталья Котова k1n1v1@mail.ru ГУО «Средняя школа №2 г. Минска», педагог – психолог.
-       «Организация проекта и его проведение мне понравилось. В целом, проект замечательный.  Для меня на данном этапе важно такое направление педагогической деятельности как развитие творческих способностей учащихся. Так как я убеждена, что в творческом процессе усвоение материала идёт гораздо эффективнее и повышается  интерес к предмету. Ещё раз спасибо за проект. С уважением, Мицкевич А.М.» Гимназия №9 г. Гродно, учитель английского языка
-       «Добрый вечер! Лично мне всё понравилось: и в организации, и в проведении проекта! Так как уже третий год являюсь классным руководителем, а класс у меня в основном мальчишеский ( 7 девочек и 18 (!!!) мальчишек) и очень непросто иногда найти подход к каждому и объединить их в единое целое, поэтому и направление "классное руководство" сейчас для меня актуально! А тему проекта я предложила бы не одну. Например : "Школа будущего", "Формула счастья", "Гимн профессии УЧИТЕЛЬ" (идеи и проекты социальной рекламы, направленной на повышение уровня общественного внимания к профессии учителя), "Я жыву ў Беларусі і тым ганаруся!",  "Я - патрыёт сваёй краіны",  "Я и мир вокруг меня", "Талантливый педагог", "Герой нашего времени". Спасибо!» Ольга Хололеенко средняя школа №148 г. Минска Советского района, учитель белорусского языка и литературы, руководитель объединения по интересам «Юный инспектор дорожного движения»
-       «…Прекрасно, что со всеми работами можно было познакомиться на сайте заранее и как-то оценить свои возможности, хоть и субъективно. Я считаю, что все номинации были достойными. Нельзя выбрать лучшую или худшую, т.к. таковых нет. Каждый выбрал подходящую тему только для него. Трудно подсказать тему будущего проекта, она может быть связана непосредственно с уроком или с внеклассными или воспитательными мероприятиями. Спасибо!» Лойша Татьяна Викторовна ГУО «Средняя школа №8 г.Гродно», учитель белорусского языка и литературы
-        «Добрый день! Нашла статью «Настаўніцкай газеты» о проекте в интернете http://nastgaz.by/?p=3266.  Очень было приятно увидеть себя на фото. Замечательный интернет-проект, который уже можно назвать не только республиканским, но и международным. Одним словом, мне было приятно и интересно в нем поучаствовать. Спасибо. С уважением, Квасюк А.Г.» ГУО «Средняя школа №182 г. Минска». Заместитель директора по УР, учитель белорусского языка и литературы
Учитывая запросы коллег по сетевому взаимодействию, мы планируем в текущем учебном году организовать и провести интернет-проект на тему «Классный руководитель: вопросы и ответы».
Приобретённый в процессе проведения Интернет-проектов опыт, позволяет нам сделать вывод о том, что в результате осуществления и участия в Интернет - проектах в учебных заведениях возникают творческие сообщества педагогов, учеников и их родителей, школ-партнеров. С одной стороны такие сообщества являются виртуальным образованием, но деятельность людей, составляющих их, вносит реальные перемены в жизнь не только отдельных учреждений образования, но и общества в целом.
Мы выделяем следующие этапы проведения Интернет-проекта:
1.     Подготовительный:
-       изучение общественного мнения по определению актуальной темы проекта,
-       создание творческой группы,
-       разработка положения Интернет-проекта,
-       реклама проекта,
-       открытие дистанционного курса Интернет-проекта в системе дистанционного обучения «Moodle» http://moodle.minsk.edu.by МГИРО).
2.     Организационный:
-       регистрация участников проекта на сайте,
-       распределение обязанностей по сопровождению проекта,
-       дистанционные консультации для участников Интернет-проекта.
3.     Основной:
-       приём и размещение работ участников Интернет-проекта в системе дистанционного обучения «Moodle» http://moodle.minsk.edu.by,
-       организация мероприятий по освещению хода Интернет-проекта,
-       работа жюри по определению победителей, призёров и дипломантов Интернет-проекта,
-       разработка дизайна сертификата и диплома проекта,
-        публикация на сайте итогов работы жюри,
-       работа творческой группы по подготовке к заключительной конференции,
-       рассылка приглашений победителям на заключительную конференцию, уточнение списков участников заключительной конференции).
4.     Рефлексивно-аналитический:
-       заключительная конференция по подведению итогов,
-       обмен мнениями между участниками проекта,
-       работа творческой группы по анализу организации и проведения интернет-проекта,
-       размещение работ победителей на «Методическая копилка классного руководителя» (http://moodle.minsk.edu.by/moodle/).
Ещё одной из форм сетевого методического взаимодействия, на наш взгляд, являются дистанционные курсы, это совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Педагогами школы на сайте Минского городского института развития образования «Дистанционное образование в системе MOODLE» разработаны и сопровождаются следующие дистанционные курсы:
-       «Методическая копилка классного руководителя»;
-       «География материков и стран. Евразия»;
-       «Дорога в физику»;
-       «Изучаем историю»;
-       «Информатика в модулях»;
-       «Математика в школе»;
-       «Методическое объединение по информатизации».
Дистанционные  курсы позволяют учащимся:
-       обучаться в соответствии со своим темпом, личностными особенностями и образовательными потребностями;
-       учиться вне зависимости от своего местонахождения;
-       самостоятельно планировать своё время при изучении предмета;
-       получать основной объем изучаемого материала с помощью информационных технологий;
-       повысить интерактивное взаимодействие обучающегося и учителя в процессе обучения;
-       повысить возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала.
Данными дистанционными курсами могут воспользоваться все желающие (как педагоги, так и учащиеся), вход на них по гостевому допуску.
Новой формой сетевого методического взаимодействия в 2012/2013 учебном году стало организация и сопровождение районного виртуального клуба «Общение» на блоге «Ребёнок. Семья. Школа». Работа клуба организована педагогом-психологом школы. Учащимся для обсуждения представляются притчи на различные тематики, подбираемые с учётом их интересов, жизненных проблем и ценностей. Ознакомившись с материалом, дети со всех школ района оставляют свои комментарии, рассуждения, вопросы, возникающие после прочтения той или иной притчи. Педагог-психолог школы даёт ответы на поставленные вопросы, комментирует высказывания. Участники клуба имеют возможность вступать в диалог, комментировать высказывания друг друга, задавать вопросы, получать ответы. Таким образом организовано общение подростков Ленинского района, курируемое специалистом педагогом-психологом.
Блог «Ребёнок. Семья. Школа» в Интернете посещают не только наши школьники, но также и учащиеся из российских школ, которые активно присылают свои комментарии. Материалами блога на сегодняшний день заинтересовалось около 35000 посетителей.
С точки зрения психологии наличие такой формы работы, как общение с людьми посредством Интернета, в частности через блог, весьма актуально и продуктивно, поскольку далеко не каждый человек, тем более подросток, решится поговорить на интересующую его тему со взрослым напрямую. А в данной форме работы учащиеся раскрываются, пишут о своих проблемах, делятся своими переживаниями и получают комментарий, рекомендации по решению волнующих вопросов.
С сентября 2013 года на блоге «Ребёнок. Семья. Школа» начал работу виртуальный клуб «Семья», созданный как школа для социального педагога по работе с семьёй в рамках Декрета №18 Президента РБ. 
Сетевое методическое взаимодействие учреждений образования города нашим ресурсным центром осуществляется не только в виртуальной, но и в очной форме. Так например, за прошедший учебный год на базе школы были организованы мастер-классы, обучающие семинары, семинары-практикумы и тематические консультации, которые проводили учителя физики, астрономии, биологии, химии, географии, математики, информатики, английского языка, начальных классов, учитель дефектолог, библиотекарь. Эти мероприятия посетили 535 педагогов района и города.
На протяжении всего учебного года осуществлялось виртуальное консультирование для педагогов города (зарегистрировано118 обращений).
Педагоги ресурсного центра в 2012/2013 учебном году участвовали в открытом Интернет-семинаре «Использование дистанционных технологий в сопровождении образовательного процесса. Проблемы и перспективы», для проведения которого было организовано общение в режиме реального времени посредством Skype. Творческая группа педагогов приняла активное участие в 13 Всероссийском Интернет-педсовете и стала победителем третьего международного турнира педагогических команд «Команда2Команда».
С целью пропаганды и организации быстрого доступа к созданным нами Интернет-ресурсам их баннеры размещены на официальных сайтах всех учреждений образования Ленинского района (приложение 5).
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно утверждать, что при условии грамотной организации различных мероприятий с использованием возможностей сети Интернет повышается уровень информационной культуры учителей, учащихся и их родителей. У педагогов происходит постепенное переосмысление применения педагогических технологий и инструментария информационных технологий в профессиональной практике. Ломаются стереотипы доминирующей роли учителя, что позволяет переключиться на личностно-ориентированные формы обучения и способствует организации активного взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителей и родителей. У школьников формируются важнейшие компетенции: информационная, коммуникативная, социального взаимодействия. Благодаря этому происходит развитие личности обучающихся, идёт подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
Использование различных форм организации сетевого взаимодействия в рамках работы ресурсного центра информационных технологий способствует формированию высокотехнологичной образовательной среды соответствующей запросам современного общества.

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика