РусскийБеларускiEnglish

 

Ребёнок. Семья. Школа.
Сайт-блог воспитательной направленности

 

Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы

 

О школе | Педагогам | Родителям | Учащимся | Позитив | Клуб «Общение» | Клуб «Семья»

 

 

Притча о добре

За окном дул ледяной ветер, грозовые тучи взгромоздились над больницей, где лежал маленький пациент. Он был страшно болен, почти ничего не помнил и не замечал. 

Его увезли в обычную городскую больницу, все родственники в голос кричали, что там нет врачей, что никто не будет бороться за его жизнь, а мама просто верила и молилась. 

Однажды ребенок увидел красивые голубые глаза. Они смотрели на него так понимающе, что все остальное ушло на задний план. Где-то вдалеке молилась мама, взывая о помощи к Богу, не переставая звонил телефон, кричали люди… А мальчик играл с яркими вспышками света, которые неизменно оставались с ним после ухода Ангела. Именно так называл про себя мальчик мужчину в белой повязке и такими добрыми голубыми глазами. 

Ангелом, которого так ждал ребенок, был обычный врач реаниматолог, ежечасно склонявшийся над ним и проверявший сознание и самочувствие. Он успокаивал и подбадривал родных, говоря о том, что здоровье сына обязательно улучшится, необходимо немного подождать. И это придавало сил родным и близким. Они смотрели на врача, надеясь и веря в то, что чудо действительно случится.

Ангел делал все возможное и невозможное, вкладывал все свои силы в спасение маленьких жизней. Он даже лекарства покупал сам, понимая, что у многих мам такой возможности нет. Ночами, сидя в ординаторской и опустошая кружку с обжигающим кофе, он объяснял жене, что сегодня не придет домой. 

Его маленький пациент нестабилен, и он не имеет права его оставить. Что-то внутри уставшего мужчины тянулось к этому маленькому мальчику, и его сердце, как натянутая струна, было неразлучно с ребенком.

Мама замечала изменения в своем маленьком сыне, он начал улыбаться во сне и на его лице играли солнечные зайчики, хотя в палате было искусственное освещение, и взяться им было просто неоткуда. А мальчик знал, что все будет хорошо, и лечит его вовсе не врач, а те лучики добра, которые он оставляет у своего пациента каждый раз, когда приходит. 

И вот однажды грозовые тучи сменились на чистое голубое небо. Дождь прекратился, и показалось яркое солнце. В этот момент произошло чудо – тяжело больной ребенок пошел на поправку. Радостная и счастливая мама снова взмолилась к Богу, но уже с благодарностью! Вымолила! 

А врач с усталыми глазами скупо улыбнулся. Он не чувствовал себя Всевышним, просто выполнял свою работу, не претендуя ни на какие звания.

И только один мальчик знал, что встретился с Богом, у которого усталые голубые глаза. 

Все мы можем стать для кого-то спасением, стоит только прислушаться к доброте, которая живет в каждом из нас.

Источник: http://mirpozitiva.ru/parables/1539-o-dobre.html

Семинарское занятие для учителей

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт", лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
  2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);
  3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за этим лидером, но и желают идти за ним.

Лидерство - вид неравноправных социальных отношений, характеризующийся наличием процесса влияния доминирующего участника взаимодействия. Возникает при выделении в группе лидера и обозначает социальные отношения между лидером и его последователями.

Как видно из определения, лидерство как вид социальных отношений возникает всегда, когда в группе выделяется лидер. Таким образом, сначала в группе должно произойти распределение ролей, в результате которого должен выделится один (или несколько) человек, за которым (-ми) группа признает право на принятие решений и управление. И только после этого, когда он (они) вступает в социальный контакт со своими последователями, возникшие при этом взаимодействии отношения мы можем описать как лидерство.

Кстати, не исключена ситуация, когда никто из членов группы не будет обладать достаточно мощным набором харизматических и/или статусных качеств, или обладатель таковых займет исключительно пассивную позицию, «спрятав» от остальных членов группы свои лидерские качества. В таком случае группа не структурируется, остается в состоянии «толпы», и отношения лидерства до тех пор, пока лидер не придет со стороны, не возникают.

Достаточно распространена точка зрения на лидерство, согласно которой одним из его ключевых элементов является процесс именно целенаправленного влияния. Однако практика показывает, что если лидер проявлен в группе, то он будет влиять на поступки ее членов даже в том случае, если не будет делать это сознательно и/или целеустремленно. В качестве иллюстрации этого можно привести тот факт, что даже если он этого не будет хотеть, наиболее внушаемые члены группы все равно неосознанно будут копировать его жесты, бытовые ритуалы, привычки, активно употреблять слова из неординарной части его лексикона.

Изгой - это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса

Система социальных ролей в малой группе, к которой относится и ученический класс, значительно отличается от других групп людей большей численности. Отношения в малых группах строятся на неформальных принципах, тогда как в больших группах отношения формализованы и в силу этого в классе стимулируют распределение учеников по системе социальных ролей под влиянием психофизиологических возможностей учеников, то есть распределение учеников происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса. Предугадать распределение учеников по системе социальных ролей невозможно. 
Описание системы социальных ролей,  ставит проблему необходимости учитывать закономерности развития межличностных отношений в ученическом классе.

"Свято" место пусто не бывает

Каждый человек, ребенок, подросток имеет не только положительные эмоции, но и негативные, которые могут нести разрушительные последствия для данной личности. Учитывая, что личность находится в социальном окружении, следует предположить, что личность будет сбрасывать свои негативные эмоции на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах, так появляется изгой группы. 
Изгойское место с точки зрения микросоциологии - это такая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. Если в эту точку попадает тот или иной индивидуум, то изгойское место преобразуется в социальную роль изгоя. 
За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве (например, битиё чучел, поклонение и замаливание идолов и др.). Мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм и иудейство - направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования. К сожалению, как правило, школа не только не помогает подросткам овладеть опытом регулирования потоков негативных эмоций в социальном плане, но и провоцирует их неконтролируемый выброс. Под влиянием неосознаваемых негативных эмоций подростки начинают объяснять их возникновение некими мифическими представлениями о классе, в котором они учатся. В ученической среде мифы об одноклассниках распространяются достаточно быстро. Распространение мифов негативной направленности заканчивается тем, что о некоторых учениках создаются устойчивые представления (имеющие под собой мало реальных оснований), которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.

Изгои бывают разные

В зависимости от реакции на негативное отношение одноклассников, учеников, занимающих изгойское место в социальной структуре класса, условно можно разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции. 
Изгой-клоун играет со своим социальным окружением на грани "фола". Своим поведением представитель данного типа изгойства подставляет себя под насмешки, выявляя границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от индивида интеллекта достаточно высокого уровня. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Не всегда такой ученик осознает свое неприятие социального устройства класса, даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна. Клоун ученического класса забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций, так как подросток пытается достаточно чутко следить за уровнем негативных эмоций, которые адресованы к нему лично. Доведя негативизм до определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклассников к себе, снимает уровень негативизма. Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие весь механизм происходящего, но старающиеся внутренне отгородиться от своего социального окружения, каковым является ученический класс. 
Изгойство "белой вороны" вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников, которые заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии и т.д. Подросток становится "белой вороной" в сущности по одной причине - он не может вести себя по-другому в отличие от "клоуна". У одноклассников "белой вороны" создается о нем масса мифических домыслов и вымыслов, которые рождаются из-за невозможности лидера класса и его окружения объяснить поведение своего одноклассника. 
Изгой антагонистического типа олицетворяет крайнюю степень изгойства. Данное изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять свое социальное окружение и не видеть истинных причин своего положения в классе. Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания, которые давно известны. Осознавая неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего более лучшего как платить той же монетой, обосновывая свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу - в чужом глазу вижу и соринку...

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток, который прочно закрепляется в типе поведения любого индивида - неспособность изгоя мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место. В принципе изгой - это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников. Он может только разрушить имеющиеся социальные элементы.

Что делать, если в классе изгой?

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах как некоторый его атрибут обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление. 
Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой - это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде травли одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты. 
Необходимо предупредить педагогов, которые наверняка встречаются с этой проблемой, о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде и обратить их внимание на то, что существует три типа педагогического взаимодействия с изгоями.

Как спасти "антагониста"

Начнем с изгоя-антагониста, который не только активно не воспринимает сам ученический класс, но и провоцирует к себе негативное отношение, доходящее до агрессивности. Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества. 
Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников. 
Другой подход - перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта,
 но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя-антагониста. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1-2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Как помочь "белой вороне"

При работе с изгоем-"белой вороной" педагогу необходимо помнить, что отношения этого изгоя со своими одноклассниками не заходят дальше вербальной агрессии. Как правило, агрессия в отношениях между "белой вороной" и классом бывает односторонней со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков, имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в "белые вороны". Сложившаяся педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на них. Если необходимость особого отношения к своему сверстнику, имеющему физические видимые недостатки, хоть как-то воспринимается подростками, то необходимость особого отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные ценности (исповедующему другую религию и др.), воспринимается далеко не всегда и не сразу. Вообще проблема "белой вороны" вполне решаема вербальными средствами. В данном случае достаточно эффективны дискуссионные формы социально-педагогической деятельности, помогающие ученикам разобраться в "мифологии класса", найти в "белой вороне" привлекательные стороны, увидеть ее другими глазами, наладить позитивно окрашенные отношения.

Как переиграть "клоуна"

Клоунада как изгойское поведение не рассматривалась педагогами до последнего времени, но хотелось бы обратить внимание на публичность поведения изгоя-"клоуна". Привлекая к себе внимание, "клоун" через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе. Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик испытывает на педагоге, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации. Попытка педагога дать действиям "клоуна" негативно эмоциональную оценку только лишь укрепляет его тип поведения. Следовательно, педагогу педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу"клин клином вышибают", ставя этого ученика в нестандартную для него ситуацию.

Обучение учеников технике конструктивного взаимодействия с одноклассниками помогает решить конфликт (невосприятие или отвержение изгоя) конструктивно. Сама по себе система образования не имеет механизмов противодействия формированию изгойской позиции.

Источник...

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика