РусскийБеларускiEnglish

 

Ребёнок. Семья. Школа.
Сайт-блог воспитательной направленности

 

Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы

 

О школе | Педагогам | Родителям | Учащимся | Позитив | Клуб «Общение» | Клуб «Семья»

 

 

Дневник учащегося как средство воспитания?

     Представьте себе, что в вашей работе произошла ошибка, какая-либо оплошность. В конце концов, это с каждым может случиться. А теперь представьте, что директор школы за эту  ошибку вносит запись в вашу трудовую книжку.  «Опоздал на работу на  5 минут……»  «К уроку не подготовился….»   «На переменке подрались два ребенка из класса…стыдно! Неужели вы не можете их перевоспитать!»  Возможно, после одной или двух таких  записей вам бы захотелось покинуть свое рабочее место.

    Многочисленные исследования и наблюдения  в области психологии доказывают, что наиболее эффективным средством для успеха является положительная мотивация с ориентацией на возможный успех, достижение (в противовес негативной, отрицательной мотивации избегания неудачи). Ученики в данном случае не являются исключением.
     В формировании позитивной мотивации учащихся важное значение имеет дневник.
Что значит дневник для учащегося? Это его социальный паспорт. Это план его жизни, это список его достижений и неудач, провалов. Но зачастую он становится именно списком провалов. Он становится списком, напоминающим о неудачах вместо списка напоминаний о сильных сторонах своей личности, который ученик мог бы использовать дальше.
           Тем не менее дневник очень значим для ученика. Именно по этой причине его прячут, когда учитель намеревается написать туда замечание.

Два основных принципа:

1.Увеличить число позитивно мотивирующих записей в дневник                   

 2.Трансформировать и снижать число негативно мотивирующих записей в дневник.

 Обращенные к позитивной мотивации записи в дневник – это  записи, содержащие а) безусловное признание личности ученика б) записи, содержащие условное признание ученика. Это признание, даваемое ученику за хорошо сделанную работу.
       Наиболее сложным может оказаться выражение безусловного признания, принятия ученика, так как школа ориентирована прежде всего на успешную деятельность. Тем не менее, это возможно. Безусловное признание  выражается прежде всего через уважительную форму обращения. Безусловное признание  может быть выражено через обращение по имени (к ученику), по имени и  отчеству (к родителям (Вспомните: Суворов А. знал каждого своего солдата по имени). Это могут быть также напутствия и пожелания классного руководителя– в конце четверти, триместра, полугодия.
        Так называемое «условное» признание должно выражаться за успехи в учебной, во внеучебной деятельности, за личные достижения. Это может быть также не только отметка, но и похвала,
 например – за внимательную работу на уроке, за отличный ответ у доски.  Важны комментарии к оценкам, уточняющие характер проделанной учеником работы, содержащие признание успеха, уточнения возможности исправить плохую отметку. Это может быть также благодарность, например:  за помощь учителю на уроке, за участие во внеклассных делах, за дежурство по школе, по классу, благодарность за сообщение на уроке, за помощь, оказанную однокласснику.

    Можно сказать, что запись в дневник – это особенная форма педагогической работы с учениками, так как, как говорится в народе, «Что написано пером, того не вырубишь топором».
Дневник – это не тетрадь, из которой можно вырвать и выбросить неудачную страницу. Не по этой ли причине ученики  так часто теряют свои дневники? Теряя при этом также и часть своей жизни, о которой хочется побыстрее забыть А те, что не потеряли  их в течение учебного года, с огромным облегчением  сердца по окончании года выбрасывают дневник в мусорную корзину, чтобы забыть поскорей об огромных красных двойках, воззваниях к родительской и ученической совести, о своих обидах на учителей, о чувстве беспомощности перед обстоятельствами и взрослыми людьми, на которых они не в состоянии повлиять…. Чтобы забыть хотя бы на лето..
   Наступит  ли то время, когда дневники начнут бережно сохраняться как память о личных успехах, благородных делах, классных и школьных событиях, о благородстве и помощи учителей, о знаниях, полученных по любимым предметам, и о новой пройденной учеником ступеньке в интересную, взрослую жизнь? А хорошо бы, чтоб наступило.
          В заключение статьи предлагаются 10 конкретных методов, позволяющих установить позитивный контакт, повлиять на поведение ученика, приглашать родителей к сотрудничеству в воспитании ребенка.

10 методов, позволяющих установить контакт и усилить успешность ученика (возможно это будут записи в дневнике или устное общение)
1. Метод установления контакта. Запись начинается с обращения по имени к учащемуся, по имени и отчеству -  к родителям ученика (вместо: «Уважаемые родители…»  или: «Заполни дневник!»).
 2. Метод позитивной переформулировки негативного поведения в позитивные качества. (Вместо: «Подрался на переменке!» - «Ваш сын умеет постоять за себя. Мы надеемся, что следующий раз он сделает это безопасным  способом».)
3.Метод прямого запроса. Описание того, какое поведение  ученика желательно, вместо описания нежелательного поведения. (Вместо: «Систематически опаздывает на первый урок!» -«Петя, приходи на урок вовремя») Чтобы добиться результата от другого человека, в том числе ученика, важно позитивно формулировать то, что хочешь от него получить, а не то, чего не хочешь от него получить. 
4.Метод аванса. Какое-либо качество, которое вы хотите развить, усилить в ученике – авансируется ему. (Вместо: «Невнимательно слушал на уроке»  - «Вова! Ты способен внимательно слушать на уроке»  или «Петя! Ты способен приходить вовремя»
5.Метод разрешения, позволения. Формулировка начинается со слов: «Ты можешь….» Например: Саша! Ты можешь хорошо учиться!» или «Я рада, когда ты приходишь вовремя…»
6.Метод точного описания поведения (Вместо описания личности ученика). Конкретизация к отдельной ситуации вместо генерализации качества или поведения на все  будущее время.
7.Метод сравнения   ученика  с самим собой, с его же результатом в прошлом, вместо сравнения его с другими учащимися или с  требуемым стандартом «сегодня ты был внимательней, чем вчера»
 «На этой неделе подрался всего один раз» «Благодарю за внимательную работу на уроке»
8. Метод говорить о себе и своих чувствах, вместо того, чтобы говорить о других Обращение к своим чувствам. Вместо описания других людей. Например: «Уважаемая Анна Павловна! Я обеспокоен отметками Вашего сына по физике. Пожалуйста, подойдите 14-го к 17-00 для обсуждения вопроса.»
9. Метод хорошего пожелания  «Желаю лучшей отметки на следующем уроке!» Надеюсь на такую же отличную работу на следующем уроке ( в следующем триместре, в следующем учебном году)!»
10. Метод анализа и определения цели обращения – особенно к родителям – как, зачем, с какой целью, в какой форме. Когда в дневник делается запись, важно точно определять, какова цель записи, какой результат вы хотите достигнуть от ученика через эту запись, и соотносить запись и предполагаемый результат. Особенно это важно при общении с родителями – важна очень точная формулировка, так, чтобы не могло возникнуть разного понимания того, что хотят от родителей  учителя. Запись в дневнике не должна быть педагогическим ребусом, который нужно разгадать родителям, для того чтобы понять, какой помощи хочет от них учитель. Она должна дать родителям достаточно ясно понять, что от них ожидается.

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика